Федеральные государственные образовательные стандарты начального общего образования (ФГОС НОО).
ФГОС – это общественный договор, соединяющий государственные, общественные и личные потребности и интересы, достижения мировой цивилизации и самобытность отечественной культуры.
ФГОС – это совокупность требований, предъявляемых к образовательным учреждениям, имеющим государственную аккредитацию.
ФГОС учитывает образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья, направлен на обеспечение равных возможностей получения качественного начального общего образования, духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся, становление их гражданской идентичности как основы развития гражданского общества.
ФГОС впервые в Российском образовании рассматривает родителей и лиц, их заменяющих, как участников образовательного процесса, что позволит семьепервоклассника проявить активную жизненную позицию.
Принципиальное отличие новых стандартов заключается в том, чтоцелью здесь является не предметный, а личностный результат.
Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС)- это совокупность трех систем требований:
- требований к результату образования,
- требований к структуре основных образовательных программ (то, как школа выстраивает свою образовательную деятельность),
- требований к условиям реализации стандарта (кадры, финансы, материально-техническая база, информационное сопровождение и пр.)
Требования к результатам освоения ФГОС:
• личностным (готовность и способность к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, личностные качества и др.);
• метапредметные (умение учиться);
• предметные умения.
В качестве основного результата образования выступает овладение набором универсальных учебных действий, позволяющих ставить и решать важнейшие жизненные и профессиональные задачи. Стандарт предполагает реализацию в образовательном учреждении как урочной, так и внеурочной деятельности. Внеурочные занятия – не продолжение, а углубление базового содержания образования.
Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности:
• Спортивно-оздоровительное.
• Духовно – нравственное.
• Общеинтеллектуальное
• Общекультурное.
• Социальное.
ФГОС определил «портрет» выпускника начальной школы»:
• любящий свой народ, свой край и свою Родину;
• уважающий и принимающий ценности семьи и общества;
• любознательный, активно и заинтересованно познающий мир;
• владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности;
• готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом;
• доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение;
• выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.
Родители получат возможность непосредственно влиять на образовательный процесс и будут более активно вовлечены в управление школой. Заключая договор со школой, родители знакомятся с Основной образовательной программой, чтобы понимать, на какой результат нацелена школа. Основная образовательная программа образовательного учреждения – это обязательства учреждения, которые оно на себя берет.